Фредерика де Грааф. "Разлуки не будет. Как пережить смерть и страдания близких"

Ниженаписанное было заметками для обсуждения книги с психологом. Но кажется я её обсудил уже сам с собой. Потому выложу сюда. Есть тут христиане, айда срач?

Стр 19. Говорится что она "научилась жить ради того, чьи страдания были для нее важнее чем собственное состояние". Для чего она этому научилась? Хороша ли Жертвенная любовь? 
Не знаю человек ли я такой, или это любовь меня гонит, но я не могу просто по другому. Тут и учиться нечему. Либо любишь и делаешь, либо любишь себя и не делаешь. Со мной все понятно было с самого рождения Сеньки, сколько часов мы провели с ним сидя в ванне чтобы он покакал, сколько ночей бессонных я его укачивал на мячике...
А после пишут "приведу ещё пример, что страдание не всегда зло". НО ПРЕДыДУЩИЙ ПРИМЕР НИ О ЧЕМ ТАКОМ НЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ. Жизнь матери разрушена вместе с ее психикой, жизнь сына угасла. Где тут благо? Что она научилась праведно страдать?

И следом история, про то как бог через умирание сделал из молодой женщины праведницу. А смысл если она все равно мертва. Типа "зато в рай попадет"?

Стр 22-23 Жить каждый день как последний. На эту тему есть рассказ Рэя Бредбери "завтра конец света". Я не вел разгульный образ жизни, чтобы менять все перед лицом страданий. Проводил свободное время со своим ребенком. Я бы прожил последние пять лет так же, почти, за исключением нескольких моментов с женой, и то только потому что я тогда ее не знал как знаю сейчас.

Про три типа людей: очень холодно описан второй тип, а про третий тип сразу с деталями про кошку и субъективная окраска "я думаю поэтому облегчалась одышка/прожила 7 мес. вместо 3 / мирно умерла, и т.п. Предвзятость автора на лицо 

Стр.36 "именно от отношения человека к своей судьбе p.s. зависит попадём состояние экзистенциального вакуума или в состояние внутренней свободы."
То есть если человек не свободен "внешне", выбери себе манямирок и будь свободен там. А то уууу, вакуууум.

Стр. 45. "Часто страдание изменить никак нельзя, но возможно изменить отношение к нему" и это как раз то что я ищу, но почему-то никак не получается видимо я в ловушке собственных убеждений взглядов и опыта из-за которых это отношение никак нельзя изменить.

Стр. 135 "Утром я увидела Владимира уже умершим. Судя по его лицу, он спокойно перешёл в тот мир, который при жизни ещё не знал и так боялся." Здесь, и везде по тексту автор использует фразы типа "спокойно умер", когда описывает условно позитивный опыт, когда близкие смогли отпустить больного, или он справился со страхом и т.д. Но при этом выше описанный Владимир, как пишет сам автор, долго умирал, страдал, не мог почти дышать. А вывод что он "спокойно перешёл" делается на основании его посмертного выражения лица. Но все отлично знают, что у мертвецов всегда спокойное лицо, разглаживаются морщины и т.п. То есть автор находит подтверждением своих слов то свои впечатления, окрашенные христианским верованием, то абсолютно обычные вещи, при том пересеркивая то что она тут же выше написала (про длительное умирание)

Постоянны отсылки к митрополиту Антонию Сурожскому. Даже ее познания в психологии занимают в разы меньше места в книге, чем его цитаты и выдержки из книг или статей. В двух или трёх местах есть отсылки к Вктору Франклу, но видимо тот не настолько христианин, чтобы на него ссылаться, подумаешь, пережил концлагерь.

Стр. 140 "в нашем отношении к усопшему мы должны найти равновесие между принятием реальностей и уверенностью Веры, между видением деления и уверенностью вечной жизни, между любовью к месту, где покоятся останки любимого тела, и уверенностью, что связь, общение продолжается на всю вечность в боге." Двоемыслие...прям по Оруэллу...кажется что на этом и стоит вся вера христианская. Но, да, "мы не в силах понять божественный промысел", этим закрываются все бреши и вопросы. Крутая заплатка.

Стр 148. Наконец-то нашлось в чем я согласен с этим Антонием.
"Мы должны быть готовы встретить горе, тоску, смотреть в лицо всему, что происходит внутри нас самих... Мы должны быть готовы признать, что любовь может выражаться и через страдание, И что если мы утверждаем, что действительно любим того, кто ушёл из этой жизни, мы должны быть готовы любить человека из глубины горя и страдания как мы любили его в радости, утверждая его этой радостью общей жизни. Это требует мужества."

Стр.165. вот опять... "В тот вечер он был уже в коме, Но, несмотря на это, у меня сложилось впечатление, что он всё чувствует И всё понимает. Только когда спустя много времени оба родители поняли, что Ваня почти незримо стоит перед другим миром, они, наконец, смогли его внутреннее отпустить. И мальчик, почувствовав это, смог тихо берите в этот иной мир."
Вся сцена произошла только в голове автора. На деле родители два дня сидели с сыном который был в коме, держали его за руки, а потом он умер. Но впечатлительный мозг христианки нарисовал целую картину маслом.

UPD: Есть в книге советы о том как себя вести с умирающим, достаточно общие, правда, но есть. И возможно я капельку несправедлив, говоря что книга и автор бестолковые, потому что я видел кучу людей и родителей ведущих себя неадекватно и неправильно в подобных ситуациях, для них там найдутся "открытия". Но для меня это все - прописные истины, от части потому ещё что я медик, и я этому учился в теории и на практике. Косяк же книжки в основном в том, что вся опора ведётся на веру и субъективные ВПЕЧАТЛЕНИЯ автора.
nekto.me https://nekto.me +7 (927) 2893774
жалоба
| | Комментариев: 4
    Новых комментариев: 0
  1. 0
    Я не читала выдержки из книги, но верить в того, кто считает страдания нужными, в принципе отказываюсь. И если он есть, то сам должен за это гореть в аду. Необходимость смерти можно понять, но необходимость смерти в мучениях??? А если он настолько бессилен, что не может избавить от мучений детей, то зачем вообще нужен?
    #
    Написала Tatianka
  2. 0
    там тоже о жизни. и о страданиях
    #
    Написал fun
  3. 0
    Так то советую почитать Шопенгауэра. 5 том. Глава 147
    Мирный: Почему?
    #
    Написал fun
  4. 0
    Ты предлагаешь прочитать книгу? или споришь с автором?
    Мирный: Наверняка есть более грамотная литература на эту тему. В принципе написанного "по делу" там наскребется на брошюру страниц в 10.

    И да, я спорю с автором. А точнее с психологом, посоветовавшим мне эту книгу.
    #
    Написал fun